ОСТОРОЖНО: ЗАВИСИМОСТЬ!

Компьютерная зависимость Как определить, что любовь к играм, форумам или социальным сетям переросла в опасную зависимость…

• Ребенок готовит уроки и ест перед монитором, иногда вообще забывает пообедать.

• Придя из школы, сразу же бросается к компьютеру.

• Если компьютер не работает или родители не позволяют его включать, пребывает в агрессивном либо подавленном состоянии.

• Делает домашнее задание тяп-ляп, на уроках спит из-за того, что полночи провел у монитора. Бывает, что вообще не ложится спать из-за игры.

• Скрывает от семьи или друзей, сколько времени посвятил игре.

• Уходит из некогда любимых кружков и секций, перестает общаться со сверстниками.

Если хотя бы три утверждения совпадают с реальным положением дел, нужно немедленно проконсультироваться с психологом. На начальной стадии дело ограничится беседой и пересмотром ваших отношений с ребенком, потому что в большинстве случаев причина детской зависимости – семейные проблемы, от них он прячется в виртуальном пространстве. Причем это далеко не всегда прямые конфликты, достаточно банального недостатка общения или дефицита родительского внимания.

В запущенном случае придется подключать медиков. Но спешим успокоить: “запущенные случаи” – результат генетической предрасположенности к зависимостям (любым!). То есть компьютерные игры в медицинском смысле с ума не сведут (опять же, если нет предрасположенности), но они лишают огромного богатства ощущений живого окружающего мира. “Заэкранье” не поглотит ребенка, если с самого раннего детства обращать внимание, например, на великое многообразие  запахов, тактильных ощущений, которых лишен виртуальный мир.

Сначала был интерес…

Компьютерная зависимость может возникнуть как от игр, так и от Интернета. Однако дети чаще всего подсаживаются именно на игры. И происходит это постепенно.

Стадия первая: ЛЮБОПЫТСТВО

Знакомясь с новой игрой, ребенок увлекается – ему нравится графика, звук, необычный сюжет, реалистичные картинки, спецэффекты и пр. На этой стадии его увлечение не представляет опасности – он играет не постоянно, а эпизодически, параллельно занимаясь другими важными для него делами: ходит с ребятами в кино, гоняет во дворе в футбол и т. д.

Стадия вторая: УВЛЕЧЕННОСТЬ

Ребенок настолько входит во вкус, что начинает играть уже систематически. У него появляется потребность в игре. Она может быть настолько сильна, что если отобрать у него компьютер, он начнет предпринимать действия, чтобы получить игровой кайф в другом месте: пойдет к другу или в интернет-кафе. Это тревожный симптом.

Стадия третья: ЗАВИСИМОСТЬ

Юный игрок все глубже вязнет в виртуальном пространстве, практически теряя связь с реальным миром. У него могут оставаться приятели, но они, как правило, такие же фанаты-геймеры. Появляются признаки, описанные ранее. Если дошло до этой стадии, решать проблему нужно со специалистом.

Если вовремя принять меры, активная потребность в игре пропадает, но психологическая привязанность может остаться. Ребенок сторонится компьютера, однако его преследует страх сорваться. Для полного выздоровления необходимо увлечь его чем-то по-настоящему интересным.

Марш в спортзал!

Играя в компьютерные игры, геймер испытывает только положительные эмоции, он ощущает эйфорию, счастье, уверенность в себе. Именно поэтому его так трудно оторвать от монитора. Тем не менее во всем мире ищут способы избавления от этой зависимости. В Китае, например, существует специализированная клиника для таких людей, где, помимо таблеток и сеансов психотерапии, пациентов заставляют заниматься спортом. И загружают на полную катушку. Расчет медиков прост: при физической нагрузке выделяют те же гормоны удовольствия. К тому же в спортзале человек общается с реальными людьми, да еще товарищами по несчастью. Живое общение всегда идет только на пользу.

Эпидемия XXI века

Отечественные специалисты провели анкетирование среди учащихся 1-11-х классов с целью определить степень увлеченности детей компьютерными играми. Вот что они выяснили:

• 67% учащихся имеют дома компьютер;

• 63% проводят за ним не более 3 часов в день, 18,6% – от 4 до 10 часов;

• 68,6 % постоянно играют в электронные игры, из них 12% тратят на это от 4 до 10 часов, а 6% – от 6 до 10 часов ежедневно;

• 22% учеников любят игры, в которых присутствуют сцены насилия и агрессии, а 3% предпочитают нейтральные вроде тетриса или пасьянса;

• 5,5% учеников признались в постоянном желании играть, а 36% учащихся – в том, что им трудно оторваться от компьютера;

• 30,5% предпочитают компьютер футболу, плаванию и прочим видам спорта;

• 13% детей считают, что электронные игры гораздо интереснее, чем общение со сверстниками, а 18% предпочитают общаться с друзьями через аську, скайп и социальные сети.

Подобная ситуация сложилась не только в нашей стране – на компьютерные игры подсаживается весь мир. Правда, в Америке дети играют в среднем полчаса в день. Это заслуга родителей, которые вовремя переключают внимание детей на что-то другое – спорт, хобби, путешествия и пр. Нам бы не мешало последовать их примеру.